вы здесь : Путешествие Путешествия БРАТЬЯ ДЕДА МОРОЗА

БРАТЬЯ ДЕДА МОРОЗА

Все знают, кто такой Санта-Клаус, кто-то под Новый год ждет французского Пер Ноэля, а особой популярностью пользуется финский Йоулупукки — уж больно колоритное у него имя. Но далеко не все жители многонациональной России знают, что и в нашей стране есть множество национальных Дедов Морозов, подчас неотличимых от классического Морозко, но иногда очень необычных персонажей.


RIAN_00805698Калмыкия, Бурятия, Тыва


В Калмыкии, Бурятии и Тыве функции Деда Мороза исполняет Белый Старец, который по совместительству является хранителем жизни и долголетия и одним из символов плодородия и благоденствия в буддийском пантеоне. С традиционным русским Дедушкой Морозом его роднит облик: старик с длинной белой бородой, правда, вместо увитого мишурой волшебного посоха он держит в руках четки и посох с навершием из головы макара — мифического буддистского животного, полукрокодила-полудельфина. Но в отличие от доброго Морозко Белый Старец — персонаж буддистского культа, поэтому отношение к нему куда серьезней: существует сутра Белого Старца, его изображения ставятся у входа в храмы, а в иерархии буддистских культовых персонажей он занимает примерно то же место, что Николай Угодник в христианской традиции. Белый Старец является символом праздника Белого Месяца Цаган Сар — аналога Нового года у монголоязычных народов. Его традиции мало изменились с XVIII века, и в Калмыкии он является национальным праздником. В этот день принято накрывать стол, ходить в гости, дарить подарки и загадывать желания — в общем, традиционный Новый год, но с изрядной долей местного колорита.

ТатарстанRIAN_827841

Свой волшебник есть и в Татарстане. Живет Кыш-Бабай (так по-татарски звучит «Дед Мороз») неподалеку от Казани, в поселке Яна Кырлай. По хозяйству дедушке помогает любимая внучка, красавица Кар-кызы. Гостей волшебника развлекают такие необычные персонажи, как Шайтан (Черт), Убырлы Карчык (Баба-яга), Аждаха (Змей Горыныч), Батыр (Богатырь), Алтынчеч (Злато­власка), Тахир и Зухра (татарские Ромео и Джульетта) и самый колоритный герой Шурале — мифическое существо из татарской сказки, непредсказуемое, озорное, постоянно щекочущее народ, заходящий в лес. Кыш-Бабай со свитой и внучкой Кар-кызы встречает своих гостей в опочивальне, где стоят сказочные шептуны, которым можно загадать заветное желание. Каждый год татарский Дед Мороз подписывает на почте праздничный свиток детишкам, погашенный специальным штемпелем с именной печатью и, конечно, дает добрый совет и напутствие каждому гостю.

Удмуртия


А в удмуртской деревне Титово, расположенной в природном парке Шаркан, живет удмуртский коллега и почти тезка татарского Деда Мороза Тол-Бабай. Он не только живет в своей маленькой резиденции и принимает го1482697стей каждый Новый год, но и регулярно отвечает на письма, которые пишут ему удмуртские дети. Тол-Бабай считается едва ли не главным другом ребятни, об этом даже гласит местная легенда: «В древние времена, когда не было еще на свете людей, в окрестностях Кар-горы жили алангасары — великаны, не отличавшиеся большим умом. Потом появились люди. Алангасары, опасаясь их разума, спрятались в яме на самой вершине Кар-горы. И только самый маленький из них перед тем, как прыгнуть в нее, оглянулся, чтобы в последний раз окинуть взором родные места. В это мгновение яма исчезла. Так маленький алангасар остался один. Он бродил по свету, набрался разума, выучил язык птиц и зверей, узнал целебные свойства растений. Однажды зимой алангасар повстречал детей. Они не испугались его, напротив, стали с ним играть. В знак благодарности решил алангасар сделать детям небольшие подарки. Ударил посохом о землю  — и на поляне растаял снег, появились цветы. Ребятишки обрадовались и прозвали алангасара Тол-Бабаем (что в переводе с удмуртского языка означает «холод-старец». — Прим. ред.)». С тех пор их дружба продолжается, а Тол-Бабай каждую зиму старается порадовать детей подарками.

В последние два десятилетия поиски национальной идеи разными народами нашей необъятной страны приобрели новый масштаб: иметь «своего» Деда Мороза хотят в каждом округе. И даже отсутствие такового героя в национальной мифологии никого не смущает, ведь его можно придумать. Где-то функции доброго праздничного деда возлагают на уже существующих героев сказок, в другом случае за его создание берутся ученые-историки, а иногда Мороза создают… по указанию местных властей!

Карелия

Легенду о карельском Паккайне придумали в Олонецком музее в 1999 году, и никак1292360822_karelого отношения к архивам она не имеет. Просто нужна была идея для зимнего туризма: ради чего в захолустный Олонец поедут толпы любопытных? Празднику необходим был герой, и работники местного музея придумали Паккайне, что в переводе с карельского означает «морозец». Паккайне — это веселый молодой парень, холостяк, неугомонный болтун. Одет он в национальный карельский красно-белый костюм. У местных мастериц он скупал для торговли кружева, а в олонецкую лавку привозил сладости и заморские товары. В каждом доме он обязательно смотрелся в зеркало, оставляя в нем свое отражение. После его отъезда зазеркальный Паккайне выбирался из амальгамы и начинал жить своей жизнью. К зиме двойники возвращались в Олонец, и, чтобы определить главного, истинного Паккайне, в городе устраивали всевозможные состязания — строительство снежных крепостей, битвы снежками и прочие народные радости, на которые съезжаются туристы со всей России и близлежащих стран. А в 2010 году Паккайне даже стал хозяином юбилейных, десятых игр Дедов Морозов, на которые к нему в гости приехали и Ямал-Ири, и Чисхан, и Дед Мороз, и даже Санта-Клаус.

Ямало-Ненецкий округ

«Духи-хранители обратиDETAIL_PICTURE_556402лись к хозяевам земли ямальской, совершили обряд волшебный, полили землю живой водой… И земля вздохнула глубоко, задрожала, обронила слезу радостную, потому как давно ждала этого часа, и появился перед друзьями добрый дух-хранитель, однажды забытый и томившийся в холодном плену ведьмы Парнэко. И ясно стало всем, что это и есть Ямал-Ири — хранитель новогодней сказки, добрых духов брат и соратник» — так, по красивой ямальской легенде, появился на свет местный Дед Мороз. А на самом деле его рождение происходило куда прозаичней: в марте 2007 года ямальские власти объявили окружной конкурс на создание образа местного Деда Мороза. Да-да, этому доброму старцу каких-то четыре года и создан он был на основе детских рисунков. Но это не мешает Ямал-Ири («ири» в переводе с ненецкого — «дедушка». — Прим. ред.) быть любимцем не только местных детишек, но и большой туристической достопримечательностью: ежегодно в его резиденцию приезжают десятки тясяч человек, чтобы поучаствовать в традиционных обрядах и познакомиться с местной культурой.

Якутияpict

А якутский Снежный дед Чисхан хоть и существует издревле, но символом Нового года стал не так давно. Причем из всех своих коллег он единственный связал себя узами брака: его жена, красавица Зима, отличается на редкость вздорным характером, и именно ей люди обязаны капризами природы и прочими погодными неурядицами. Снежный дед носит сине-серебряную шубу, мягкие расписные унты и имеет волшебный посох, а главным украшением его костюма является высокая расшитая шапка очень сложной формы — почти что традиционный Дед Мороз. Правда, по утверждению жителей Якутии, и наш Мороз, и Санта-Клаус, и прочие «коллеги» признают Чисхана главным, ведь он может справиться с самой Зимой!